Вернуться

Открытый урок по литературе

7 «а» класс

Тема: А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

Цель: 1) Познакомить с произведением А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

            2) Выяснить идейное содержание произведения.

            3) Патриотическое воспитание учащихся.

 

  1. Вступительное слово об А.П. Гайдаре.

 

По воспоминаниям современников это был добрый, сильный, смелый человек. Приятное лицо, добрые глаза, теплый взгляд. Человек удивительной судьбы. Четырнадцатилетним он ушел в Красную Армию, в 16 лет он командовал полком. Много раз был ранен, из-за этого он не мог оставаться в армии. И тогда Гайдар принял важное решение – стать детским писателем. Он писал для детей много произведений: «Чук и Гек», «Военная тайна», «Голубая чашка».

Повесть «Тимур и его команда» была написана в тяжелое время.

Когда началась ВОВ, Гайдар выступил с обращением именно к детям: «Ваши отцы, братья, родные, знакомые идут на фронт – туда, где отважная Красная Армия ведет с врагами бой, равного которому еще никогда на свете не было. Этот суровый грозный год покажет, кто из вас действительно трудолюбив и мужественен. Вы должны не только хорошо учиться, вы должны много работать, помогать старшим во дворе, на заводе, в поле – повсюду всем, чем можете.

Пришло время и вам – не словами, а делом показать, как вы цените, бережете и любите Родину».

Погиб Гайдар в самом начале войны. Партизанский отряд, где был Гайдар, попал в окружение. Он возглавил группу разведчиков и первым заметил врагов. Они были так близко, что он мог предупредить только своей смертью. Гайдар поднял руку, громко крикнул: «За Родину! Вперед!»

Фашистская пуля ударила его в самое сердце.

  1. Повесть «Тимур и его команда».

 

1)      Что вас удивило в этом произведении?

А) все добрые дела тимуровцы делали не заметно;

Б) Тимур, не зная Женю, помогает ей. Ребята работают очень дружно, подчиняются приказу Тимура.

В) Дети охраняли дома, откуда ушли красноармейцы.

2) Что огорчило?

А) Мишка Квакшин и его помощники нападали на сады, выбирали самых лучших яблок.

Б) Бабка била Нюру. Очень огорчило то, что лейтенанта Павлова убили на границе и дочка осталась без отца.

 

3. Тонкие и толстые вопросы.

1) Как Тимур помог Жене?

2) Как помогли ребята бабушке?

3) Чем заняты были квакинцы?

4)Кто отправил телеграмму отцу?

Толстые вопросы.

1)      Каким тебе представляется Тимур?

2)      Как вели себя тимуровцы в трудные годы войны?

3)      Что означает «красная звезда»?

4)      Какие добрые дела совершили тимуровцы?

 

  1. составить ассоциативный ряд со словами:

Война                                                                             Мир

Смерть                                                                            жизнь

Голод                                                                              счастье

Слезы                                                                             радость

Разруха                                                                           благополучие

Печаль                                                                            счастливое детство

Страдание                                                                      дружба

 

  1. Синквейн со словами Тимур.

Тимур

Добрый, мужественный, помогает, заботится, выручает,

Он организовал свою команду. Герой

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят

Он жил, как должен жить боец

И умер, как солдат

Ты повесть школьную открой

Гайдар ее писал:

Правдив той повести герой

И смел, хоть ростом мал.

 

Прочти гайдаровский рассказ

И оглянись вокруг:

Живут сегодня среди нас

Тимур, и Гек, и Чук

Их по поступкам узнают

И это не беда,

Что по-гайдаровски зовут

Героев не всегда

 

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

Боец, Писатель, Большевик

И Гражданин – Гайдар.

 

Вернуться

 

 

Сайт управляется системой uCoz