Сембиева Гульмира Талгатовна
Учитель русского языка и литературы
ЗКО Бурлинский район
Березовская сош
Тема: Печорин – герой нашего времени?
Цели: Раскрыть образ Печорина, знать его положительные и отрицательные черты характера, уметь высказывать свою мысль, рассуждать, доказывать. Сформировать свое отношение к окружающим .Научить быть ответственным и отвечать за свои поступки.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Тренинг
Перед вами схема, вы должны сделать краткие записи, кроме пятого пункта, затем озвучить.
(Ученики, обменявшись друг с другом тетрадями, читают ответы).
Учитель: Итак, какова тема и цели нашего урока?
Ответы учеников: Тема урока – «Печорин – герой нашего времени?», наша цель – на примере образа главного героя сформировать свою поведенческую деятельность по отношению к окружающим, выявить положительные качества характера.
2 Осмысление
Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла.
В. Г. Белинский
Вопрос: Как вы думаете, о ком идет речь?
Ответ: О Печорине.
В: Какие у вас ассоциации с Печориным?
П е ч о р и н






![]()


![]()


Молодость герой дуэль военный донжуан любовь гордость незаурядность воля целеустремленность эгоист тайна
Учитель: Перед вами два портрета, два героя, что между ними общего и различного?
Г А Печорин М. Ю. Лермонтов
(диаграмма Венна) Герой Эгоист Гордый Донжуан Одиночество Широкая натура Умный Дуэль Грусть Художник Талант Дворянин Писатель Поэт Кавказ
Беседа:
В: Что вас удивило?
Ответы учащихся: воля, характер, то, как завоевывал Бэлу, честность, самокритичность, гордость, мужество в погоне за Казбичем, абсурдная дуэль, встреча с Максим Максимычем, дружба с Вернером и т.д., умение управлять людьми.
В: Что не понравилось в поведении Печорина?
Ответы: эгоизм, высокомерие, ухаживания за Мери, отношение к Вере, вина перед Бэлой и ее семьей, то, что он понимает, но заставляет страдать близких ему людей и т.д.
Составьте тонкие и толстые вопросы (RWST) к роману. (по группам).
Вам предлагаются дневниковые записи Григория Александровича, выполните ДДЗ (дневник двойной записи).- работа по группам. Отрывки прилагаются.
4 группа
Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины…
2 группа
Я шел медленно; мне было грустно… Неужели думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? С тех пор как я живу и действую , судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя. Какую цель имела на это судьба? Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю других? Я стал не способен к благородным порывам; и боюсь показаться смешным самому себе. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!
1 группа
…У меня несчастный характер: воспитание ли сделало меня таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился в большой свет, и скоро общество мне так же надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, - но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, И чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно…Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня.
Вам предлагается следующая работа: заполните Т-таблицу: запишите только положительные качества героя, которые вы хотите иметь.
Эгоистичный Самоуверенный Волевой Умный Незаурядный Искренний Гордый Целеустремленный Властный Проницательный
3 Рефлексия
Синквейн
К нам в гости пришел Печорин с напутственным словом к потомкам.
« У меня в Персии была возможность проанализировать свои поступки, и я понял, что мое равнодушие, амбиции и эгоизм принесло много страданий близким мне людям. Вы талантливы, умны, природа одарила вас необыкновенными способностями: не тратьте их попусту, не разменивайтесь на мелочи, ищите себя, поставьте цель и идите к ней верно и прямо! Все в ваших руках. Пусть ваша жизнь будет наполнена смыслом!»
Д/з: синквейн про себя