Сембиева Гульмира Талгатовна
Учитель русского языка и литературы
ЗКО Бурлинский район п. Березовка
Березовская сош
Тема: Идейный смысл пьесы. Спор о человеке.
Цели: знать содержание произведения, уметь высказывать мысли, рассуждать, работать с текстом, воспитать зрелую в социальном отношении личность, воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Ход урока:
1 Побуждение
- Здравствуйте, садитесь. Обратите внимание на следующие высказывания.
Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности ко злу, развивать в себе нравственные качества – вот обязанности человека.
И. Кант
Неужели так и оставаться человеку жалким рабом своего тела и своих страстей?
Н. М. Амосов
Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.
Л. Н. Толстой
Человек должен будет изменить свою собственную природу для того, чтобы сделать ее гармоничнее.
И. И. Мечников
Какие у вас ассоциации связаны со словом человек?

![]()
![]()

Человек

личность талант общество цивилизация гуманист жизнь
Учитель: Эпиграфом к нашему уроку будут слова М. Горького из пьесы «На дне».
Человек – это звучит гордо!
Тема урока «Идейный смысл пьесы. Спор о человеке». Проблемы, поставленные в драме, иллюстрируют авторскую художественную концепцию человека. Что делает человека человеком? Что составляет основу его жизни? Где та цель, к которой должен стремиться человек? Что такое человеческое достоинство и как его обрести? – вот вопросы, которые обсуждают герои Горького, «люди улицы», «дна», «бывшие люди» - и сегодня мы тоже обсудим эти вопросы, поговорим о месте и назначении человека в жизни, об ответственности за свою судьбу.
Человек, по мнению Луки, изначально хорош, плохим его делают социальные обстоятельства, поэтому человек достоин жалости.
Вопрос: Какого героя пьесы вам жаль, а какого - нет? Почему?
( ответы учащихся)
2 Осмысление
Учитель: Вашим домашним заданием было ответить на вопросы:
А) Как Лука разговаривал с Костылевым и Медведевым? ( шутя, немного нахально).
Б) Как Лука ведет себя в критической ситуации, а конкретнее в сцене избиения Наташи? (неуверенно, беспокойно, растерянно)
Главная проблема в пьесе – проблема подлинного и мнимого гуманизма. Сам Горький в интервью заявлял: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?
Вопрос: Вспомните, что он обещал Анне, Актеру, Наташе? Поддерживаете ли его?
(ответы учащихся)
Учитель: Тот же Лука говорит « Жалеть людей надо». (стратегия за и против)
( чтение и обсуждение)
Учитель: Но тот же Лука говорит: « Человек все может, лишь бы захотел». Что сделали бы вы на месте героев? (стратегия РАФТ)
Вопрос: Ребята, кто в пьесе не поддерживает Луку?
Ответ: Сатин.
(стратегия диаграмма Венна)
Учитель: Но Сатин не антипод Луке, он ему не противопоставлен, он тоже не может вырваться со дна, хотя речи Луки его задевают. Почему Сатин оправдывает и в то же время обвиняет Луку во лжи?
(стратегия направленное слушание отрывка из действия 4)
Ложь – религия рабов и хозяев.
Правда – бог свободного человека!
Какой вывод вы сделаете из этих слов?
(ответы учащихся)
3 Рефлексия
Синквейн
Итоги: Обратимся к эпиграфу. Какой вывод сделаете из сегодняшнего урока? Каким должен быть человек? Нужно ли отчаиваться и опускать руки? Нужно ли сдаваться? Кто хозяин судьбы?
(ответы учащихся)
Проставление и комментирование оценок.
Д/з эссе по понравившемуся высказыванию.