Учитель русского языка и литературы
Сембиева – Гульмира Талгатовна
ЗКО Бурлинский район
Березовская сош
Тема: С Есенин. Рифма. Строфа.
Цели и задачи: знать творчество Есенина, уметь находить рифмы, знать способы рифмовки, знать понятие строфа, уметь выразительно читать, воспитать патриотические чувства и любовь к природе.
Ход урока:
1 Побуждение
Здравствуйте, садитесь. ( звучит мелодия на стихи Есенина).
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле.
Эту жизнь прожил я словно кстати
Наравне с другими на земле.
Я думаю,
как прекрасна
Земля
И на ней человек.
С Есенин
Это слова Есенина, с которыми, как мне думается, согласится каждый. Сегодня прекрасный день, мы прекрасны, мы благодарим судьбу за новый удачный день.
Перед вами портрет Есенина. Сегодня на уроке вы узнаете о творчестве Есенина, о его незаурядной личности, на примере его стихов научитесь находить рифмы, определять способ рифмовки, выразительно читать и повышать настроение с помощью стихов Есенина. И если вы заинтересуетесь его творчеством, то можете воспользоваться книгами, представленные на выставке.
Запишите число, тему урока.
2 Осмысление
Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство родины – основное в моем творчестве.
Какие у вас ассоциации со словом Родина?


![]()
![]()
Родина

Дом страна друзья любовь семья Казахстан
Свою любовь и переживания поэт выразил в своих стихах. А как вы можете проявить любовь к Родине? (ответы)
Это сокровенное и всепоглощающее чувство с первых шагов творческого пути определяет для Есенина отношение к миру, человеку и литературе.
Есенин занимает особое место в русской литературе XX века. Пока биограф Кикоть А рассказывает нам о поэте, Мендыбаев У поработает с портретом.
Ребята, обратите внимание на дату рождения поэта. Есенин родился 21 сентября по старому стилю. Его рождение было отмечено историческим для России событием. 20 – 21 сентября 1895 года Рязань праздновала свое 800-летие. Во всех уголках Рязановщины звонили колокола и шумели народные гулянья – так древняя русская земля приветствовала рождение своего гения.
Ученик описывает портрет.
1 ученик попытался сочинить стих о Есенине, 2 ученик рассказывает « Нивы сжаты, рощи голы».
Почему стихи легко запоминаются? (ответ: из-за рифмы)
Найдите в словаре определения рифмы и строфы и запишите в тетрадь.
Обратите внимание на доску, вам даны строки, вы, пользуясь учебником, определите способ рифмовки.
Я просила вас заранее принести стихи Есенина. Выпишите рифмы и определите способ рифмовки. ( проверка в парах)
Пока мы будем анализировать стихотворение «Поет зим – аукает», 1 ученица ищет наименования животных, птиц, деревьев в сборнике стихов поэта.
Учитель читает стихотворение, по цепочке ребята называют рифму, говорят, из скольки строчек состоят строфы: двустишие, четверостишие, шестистишие.
Беседа:
1) Найдите приметы зимы.
2) Найдите олицетворение.
3) Найдите сравнение.
В стихах Есенина все естественно просто – как растет трава, как течет река, как наступает рассвет, и в то же время загадочно и таинственно. Подсчитано, что в его поэзии более 30 наименований птиц, более 20 пород деревьев, около 20 видов цветов.
Ученик называет птиц, деревья и цветы.
Итак, ребята, что нового вы узнали?
3 Рефлексия
Синквейн
1. Есенин.
2. Талантливый, умный.
3. Пишет, любит, чувствует.
4. Есенин – деревенский русский поэт.
5. Гений.
В дальнейшем в старших классах вы сможете больше узнать о творчестве Сергея Есенина, тематике его поэзии. Вашим домашним задание будет выучить наизусть стихотворение. Проставление и комментирование оценок.
А сейчас мы споем «Отговорила роща золотая».