Вернуться

Западно-Казахстанская область, Бурлинский р-н, п. Берёзовка, Берёзовская сош.

Фоняк О.С., учитель математики.

 

 

«Путешествие в Царство чисел»

Девиз: «Ум без догадки гроша не стоит»

 

Цель: развитие математического кругозора, мышления, речи, творческих способностей учащихся, воспитание интереса к математике.

 

Подготовительная работа: за две недели учащимся даётся задание приготовить рисунки на тему «Математика в гостях у сказки», придумать сказки, подготовить инсценировку с соответствующими костюмами и декорацией.

Ход урока.

1.Инсценировка сказки Царство чисел»

Ведущий.

В царстве чисел жил государь-господин.

Безраздельно правил он всем один.

Натуральные числа верой и правдой служили ему.

Своему повелителю – Нулю.

До поры до времени они ни о чём не тужили,

Дружно трудились и жили.

Умножая государево богатство.

Несказанно процветало в ту пору царство.

Уж не по дням, а по часам расширялись его владения,

Но не удавалось числам до точности совершать измерения

Площадей, времени, различных длин,

Веса, объёма и других величин.

Приходилось учитывать части, доли.

Для этого в царство пригласили Обыкновенные дроби.

(входят дроби)

И с приходом Дробного числа

Заметно потолстела государева казна.

Ничто теперь не оставалось неучтённым,

Всё под силу было числам дробным.

Возгордился государь, о себе возомнил он много,

Невозможного стал он требовать от своего народа.

Нуль.

Я хочу, чтоб казна час от часу становилась толще.

А поможет мне в этом Числитель –

Дробных чисел повелитель.

Пусть-ка спустится с дробной черты:

Плохо он видит с такой высоты.

Может, лучше трудиться каждый будет,

Глядишь, в моём царстве добра прибудет.

Ведущий.

Но глупый был государь Нуль,

На которого народ спину гнул.

Всех ведь не причешешь под одну гребёнку –

Это ясно даже ребёнку.

Не подчинились Дроби жадному Нулю,

Царства натуральных чисел государю.

На дух они его не переносили,

Не признавали ни его власти, ни его силы.

У Натуральных чисел подорвали в царя веру –

Решили остепенить его, чтоб знал во всём меру.

Узнав про то, Нуль решил себя всем числам показать,

Самых неугодных наказать.

Нуль.

Возьму-ка в руки я знак умножения,

Вмиг ко мне изменят числа отношение,

Лучше плети этот знак их устрашит:

В маленькие нулики он всех их превратит

Стоит мне с ним к числам подойти.

Поможет он порядок в царстве навести.

Ведущий. Услышав это, заявили обыкновенные дроби:

Дроби:

С вами и нами, Натуральные числа,

Нуль не состоит в родстве по крови.

Мы подчиняться ему не хотим,

Давайте другое число на трон воцарим.

Нуль выгоним из нашего царства,

Объединимся, и будем дружно жить в одном государстве.

Ведущий:

Узнал Нуль про недобрые вести,

Не усидел на своём царском месте.

Испугавшись, помчался к дробям.

Нуль. Я ничего плохого не сделал вам.

Ведущий:

Пред Знаменателем  на колени упал,

Просьбу свою излагать он стал.

Нуль. Оставьте меня при себе

Хотя бы на дробной черте.

Дроби: Нет, нет, нет!

От присутствия твоего мы теряем силы.

Нуль: Знаменатель, свои ряды вы потесните,

К себе меня возьмите.

Дроби:

По конституции математики запрещено.

Место под дробной чертой никогда не будет твоё.

Вон из нашего государства –

Единицу выбираем на царство.

Она самая демократичная,

Стройная, симпатичная.

Раздели на Единицу – ничего не меняется,

А при сложении немного, но прибавляется.

Ведущий.

Но случился тут средь дробей спор,

До драки чуть не дошёл он.

Дроби. Кто из нас у Единицы приближённым будет?

Кто нас рассудит?

Ведущий.

Тут Единица слово взяла,

Добрый совет она числам дала.

Единица.

Если мир меж вами будет, а не война,

То вместе вы превзойдёте даже меня.

А если ссориться будете и браниться,

Не превзойти вам меня, Единицы.

Ведущий.

Приняли дроби этот добрый совет,

И живут они дружно несколько сотен лет.

А что же стало с Нулём,

Натуральных чисел бывшим царём?

Исправил он ошибки личные

И построил город Дроби Десятичные.

Однако не забыл он старой истории той –

На всякий случай отделился от чисел маленькой запятой.

Она не мешает ему править городом по закону и чести,

Живут здесь числа дружно, все вместе.

В сказке есть от математики отступления,

Но это, думаем мы, не преступление.

Ведь «сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок».

 

Вопросы

1.      Почему для наказания Нуль взял знак умножения?

2.      Почему отвергли Дроби просьбу Нуля оставить его над дробной чертой?

3.      Конституция – основной закон государства. По какому закону математики нельзя ставить ноль в знаменателе?

4.      Как   могут превзойти Единицу?

5.      Как в городе Десятичных Дробей Нуль отделился от чисел?

 

 

2.  Ведущий. Когда-то многие считали,

Что нуль не значит ничего,

И, как ни странно, полагали,

Что он совсем не есть число.

Но на оси средь прочих чисел

Он всё же место получил.

 

1) Какое место, его роль на оси?

2) Вспомните пословицы, крылатые слова, связанные с нулём. Объясните их смысл.

(нуль без палочки, быть равным нулю, ноль внимания, начинать с нуля, круглый нуль, стричь под нуль,…)

3. Ведущий. Мы с вами выяснили, какую роль играет нуль на оси. И сейчас мы с вами отправляемся в царство Положительных и Отрицательных чисел.

 

Сказка ученика 6 класса Анищенко В.

 

Жили-были два царства-государства. Они жили по соседству и никогда не ссорились. Это было два дружных царства. Царство Отрицательных чисел и царство Положительных чисел. Но какая бы крепкая ни была у них дружба, разделяли эти два царства большие ворота, 0. Поэтому Положительные и Отрицательные числа не могли вместе гулять, пировать, дружить.

Знаки  « - » и « + ». Таков был математический закон. Если влюблялись «-» и « + », то делали по закону так. Если модуль Отрицательного числа больше Положительного, Положительное число становилось Отрицательным. В один солнечный день два друга -1 и +1 поспорили, кто из народов богаче, больше. -1 говорит «Мы богаче», а +1 говорит – «Мы богаче». Услышал их спор 0 и сказал «Как ни крути, а положительные числа богаче и больше отрицательных». Обиделся -1, собрал Отрицательные числа и говорит «Положительные числа хоть и друзья нам, но они богаче и больше, мы живём с ними на одной земле, но мы беднее. Надо сделать так, чтобы мы были сильнее».

– Но нельзя перечить математике, она нам мать и ей судить – сказало число -2. Но народ прокричал «Хоть один раз сделаем по-своему». И решил народ царства Отрицательных чисел разрушить ворота и украсть знак «+», так как в этом знаке заключается сила положительных чисел.

Собрались воины Отрицательных чисел и под покровом темноты разгромили ворота, налетели на спящий народ Положительных чисел и отобрали у них знак «+». Вернулись в своё царство, но через некоторое время стали Отрицательные числа болеть и погибать. Не сразу поняли Отрицательные числа, что все их беды из-за знака «+», что нельзя нарушать законы математики.

Отдали они знак «+» Положительным числам и снова мир и спокойствие воцарилось в обоих государствах.

 

Вопросы. Почему положительные числа богаче? Почему отрицательные числа стали болеть и погибать?

 

Сказка ученика 6 класса Сарсенбаева А.

 

В тридевятом царстве, в тридесятом математическом государстве встретились два знака «плюс» и «минус». Завели они между собой спор, кто из них главнее в стране математики. Спорили, спорили, но так и не смогли прийти к одному выводу. И решили спросить у высших чинов математики, у Правил, кто из них главнее. Правило выслушало их, покачало головой и говорит: «Сейчас я вам дам пример, решите его по всем законам математики, подумайте и сделайте вывод, кто из вас главнее». (-7) + (3+4) – (-13 – 21) +(15 + 27).( задание детям)

– Если вы решили пример, то ответьте мне, без какого знака можно обойтись? – говорит Правило.

«Плюс» и «минус» подумали и пришли к одному мнению, что без них не решаются правильно задачи, примеры, уравнения. И подумав, сделала для себя вывод, что все знаки, существующие в математике, главные, все они нужны для решения любых задач, с применением нужных Правил.

 

4. Ведущий: Про какие числа голландский математик Симон Стивен писал: «при одном виде их учащиеся приходят в такое уныние, что останавливаются и восклицают: ради Бога, не надо дальше!» (обыкновенные дроби)

Симон Стивен – создатель десятичных дробей.

 

5. Ведущий: Ребята, в царстве чисел случилась сильная буря. Все числа перемешались, никто не знает своё место. Помогите навести порядок в царстве чисел. (на доске в беспорядке написаны буквы – множества чисел: N, Q, R, Z, I).

 

6. Ведущий. Как вы помните, Нуль стал государём Десятичных дробей, но отделился от чисел запятой.

Задания. 1)Расставить правильно запятые.

Казнить нельзя помиловать.

32 + 18 = 5;   736 – 336 = 4;   14 * 5 = 7;   63 – 27 = 603;  3 + 108 = 408;   12 * 50 = 60.

 

2) Три неразлучных друга – Вини-Пух, Кролик и Пятачок – решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20 кг была повреждена и показания на ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому Вини-Пух, взвесился сначала с Кроликом: получилось 22,4 кг; затем с Пятачком, получилось 23, 5 кг; а затем взвесились все вместе и получили 26,7 кг. Какова масса каждого из них в отдельности?

 

7. Ведущий: В Царстве чисел большое значение придаётся магическим квадратам. Числа большие любители составлять разные виды таких квадратов. И вам сейчас предстоит заполнить один из магических квадратов.

В пустые клетки квадрата вписать десятичные дроби так, чтобы сумма по горизонтали, вертикали и диагонали была равна 3.

1,3

0,6

 

 

1

 

0,9

 

 

 

8. Ведущий: И в заключение послушайте сказку ученицы вашего класса Ильясовой Л.

Как-то раз царь чисел попросил запятую посмотреть, как дети изучают математику. Много ли делают ошибок. Проходит 2 дня и приходит к царю запятая, и подаёт царю тетрадку с выписанными у учеников ошибками. Ошибки она выписала только у учеников 6 класса и всего выписала 215 ошибок. Сильно огорчился царь чисел и велел собраться всем числам на совет.

– Если ученики так плохо относятся к математике, надо что-то предпринимать.

– Давайте бросим их – сказали дроби.

– Да, да, давайте – добавили остальные числа.

Сказано, сделано. Ушли все числа и знаки из учебников математики и из жизни детей. Приходят ученики на урок, да не знают время начало урока, открывают учебник математики, а там ничего нет. Нет ни примеров, ни задач: всё пропало. Кто-то из учеников закричал «Ура!», а кто-то и огорчился.

Прошло два дня. Всё смешалось в жизни ребят. В школе не уроки, а приколы, а магазине не могут взвесить конфеты, не дают сдачи, в больнице не могут измерить больному температуру, а в небе кружит самолёт. Он не может совершить посадку, потому что штурман не может рассчитать длину взлётной полосы.

И пришли дети к выводу, что без математики нет нормальной жизни. Пришли дети в царство чисел и стали просить числа: «Вернитесь, пожалуйста, к нам, мы постараемся не делать ошибок и будем учить математику».

И ещё ребята из 6 класса сделали вывод: «Математика – наука точная и справедливая. Только не поставь в нужном месте знак «+» или «-», сразу ошибка будет».

После уговоров, решили числа вернуться, но с одним условием: все будут учить математику. А если не будут учить, то все числа уйдут и уже никогда не вернутся.

И теперь ученики 6 класса учат математику!

 

 

Вернуться

Сайт управляется системой uCoz